…Духовное развитие человека — долгое и нелегкое путешествие через удивительные страны, полное приключений, сюрпризов, трудностей и даже опасностей. Оно предполагает резкие изменения «нормальных» элементов личности, пробуждение доселе скрытых способностей, вознесение сознания в новые сферы и функционирование личности в ее новом внутреннем измерении.
Поэтому нас не должно удивлять, что такая фундаментальная перемена происходит в несколько стадий, сопровождающихся кризисами и нередко — различными нервными и психическими расстройствами. При объективном клиническом обследовании психотерапевт может обнаружить в этой ситуации те же симптомы, что и при обычных психических заболеваниях; в действительности же эти симптомы означают совершенно другое и требуют иного подхода.
В наши дни число расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро увеличивается в связи с тем, что все больше людей сознательно или неосознанно ищут пути к более полной жизни. Кроме того, повышение уровня раз вития и личностной сложности современного человека, возросшая степень критичности его ума сделали его духовное развитие более трудным и сложным процессом. В прошлом для того, чтобы открыть врата, ведущие к высшему уровню сознания, к чувству собственной целостности и полноты, достаточно было простой чистосердечной преданности учителю или спасителю, смиренной любви к богу. Теперь же приходится иметь дело с очень различными и противоречивыми аспектами личности современного человека, которые требуется преобразовать и согласовать друг с другом; к ним относятся базовые влечения, чувства и эмоции, творческое воображение, пытливый ум, свободная воля; а также межличностные и социальные отношения.
Мы считаем поэтому, что будет полезно рассмотреть в общих чертах расстройства, которые могут возникнуть на разных стадиях духовного развития, и дать рекомендации по их правильному лечению. Для ясности мы можем выделить 4 критические стадии:
1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению.
2. Кризис, обусловленный духовным пробуждением.
З. Реакции на духовное пробуждение.
4. Фазы процесса преобразования личности.
Мы употребляем здесь символическое выражение «духовное пробуждение», поскольку оно ясно предполагает процесс осознания, раскрытия сознания новому опыту, обнаружение доселе сокрытой (для самого человека) внутренней реальности.
1. КРИЗИС,
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ДУХОВНОМУ ПРОБУЖДЕНИЮ
Чтобы лучше понять те странные переживания, которые часто предшествуют «пробуждению», мы должны рассмотреть психологические характеристики «обычного» человека. Можно сказать, что он не столько живет», сколько «проживает» жизнь. Он принимает жизнь такой, какая она есть, и не беспокоится о ее значении, ценностях или цели; и он посвящает себя удовлетворению собственных желаний, стремится к чувственным наслаждениям, ищет возможности стать богатым и удовлетворить свои честолюбивые помыслы. В более зрелом возрасте он подчиняет свои личные интересы возложенным на него семейным и общественным обязанностям, не давая себе труда понять, на чем эти обязанности основаны и в чем их источник. Возможно, он считает себя «религиозным» и верующим, но его религия исчерпывается чисто внешними проявлениями и соблюдением правил и ритуалов; исполнив предписания своей церкви и приняв участие в обрядах, он чувствует, что сделал все, что от него требовалось. Короче говоря, он снято верит, что единственная существующая реальность — это физический мир, который можно увидеть и потрогать, и поэтому он крепко привязан к земным благам, имеющим для него безусловную ценность; жизнь он считает самоцельной. Его вера в «небеса», если таковая имеется, носит чисто теоретический, академический характер, о чем свидетельствует тот факт, что он прилагает величайшие усилия, чтобы оттянуть момент встречи с «радостями рая».
Но может случиться так, что однажды этот «обычный человек» почувствует одновременно удивление и беспокойство, обнаружив какие-то перемены в своей внутренней жизни. Это может произойти после ряда разочарований, нередко после эмоционального шока, например утрата близкого родственника или любимого друга. Но часто это случается безо всяких видимых причин, во время, когда он наслаждается здоровьем и благосостоянием. Изменения начинаются с ощущения неудовлетворенности, человеку чего-то недостает, но он не может описать, что это такое, ему не хватает чего-то нематериального и неопределенного, смутного и ускользающего.
К этому ощущению добавляется возрастающее чувство нереальности и пустоты повседневной жизни; все личные дела, которые прежде поглощали так много внимания и интереса, психологически отступают на задний план, утрачивают свое значение и ценность. Возникают новые проблемы. Индивид начинает искать источник и смысл жизни, вопрошать, что является причиной того, что он прежде воспринимал как должное, спрашивать, например, о значении его собственных страданий и страданий других людей, о том, как можно оправдать несправедливость многих человеческих судеб.
Достигнув этой точки, человек может неправильно понять и оценить свое состояние. Многие, неверно понимая значение этих новых ощущений, рассматривают их как ненормальные фантазии и отклонения. Будучи встревоженными возможностью потери душевного равновесия, они пытаются бороться с ней всевозможными путями, предпринимая отчаянные попытки снова привязать себя к «ускользающей реальности» обыденной жизни. Нередко они с еще большим энтузиазмом бросаются в круговорот внешней активности, пытаясь найти себе новые занятия, стимулы и ощущения. Этими и другими средствами они могут на время поправить свое расстроенное состояние, но избавиться от него полностью им уже не удастся. Этот процесс продолжится в глубине их души, подрывая основы их обыденного существования, и рано или поздно снова вырвется на поверхность с еще большей силой. Состояние тревоги и волнения становится все более мучительным, а чувство внутренней пустоты — невыносимым. Индивид чувствует, что сходит с ума; большая часть того, что составляло его жизнь, исчезла, как сон, а новый свет не появился. Правда, он еще и понятия не имеет о существовании подобного света или не в силах поверить, что свет этот когда-нибудь озарит его.
Часто состояние внутреннего расстройства сопровождается нравственным кризисом. Пробуждается или обостряется совесть; возникает ощущение ответственности за все, индивида поглощает тяжелое чувство вины и раскаяния. Он судит себя со всей строгостью и впадает в глубокое разочарование. В такие моменты нередки и мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего распада может быть только физическое самоуничтожение. Вышеизложенная схема представляет собой общий ход событий. В действительности реакции и переживания людей сильно различаются. Многие вообще не доходят до острой стадии, в то время как другие достигают ее одним скачком.
Некоторых больше мучают интеллектуальные сомнения и метафизические проблемы; у других доминирующей чертой является эмоциональная подавленность или нравственный кризис. Такие разнообразные кризисные проявления очень наминают некоторые симптомы психоневрозов и пограничных шизофренических состояний. Иногда стресс и переутомление, вызываемое кризисом, становятся причиной органических симптомов, таких, как нервное напряжение, бессонница и другие проблемы, связанные с пищеварением, кровообращением, гормональной системой.
Как правило, дифференциальный диагноз установить несложно. Изолированно наблюдаемые симптомы могут быть идентичными, но тщательный анализ их генеза, рассмотрение личности пациента в ее целостности, а также (что является самым важным) признание им наличия у себя экзистенциальных проблем, открывают психотерапевту различия в природе и уровне патогенного конфликта. В обычных случаях конфликт возникает либо между «нормальными» влечениями, либо между этими влечениями и сознательным эго, либо между эго и внешним миром (особенно близкими родственниками — родителями, супругом или детьми). В отличие от этого, в случаях, которые нас интересуют, конфликты возбуждаются новыми тенденциями поведения, стремлениями и интересами нравственного, религиозного и духовного характера, как было упомянуто раньше; установить их присутствие нетрудно — стоит лишь признать реальность и валидность этих факторов, а не отмахиваться от них, как от фантазий или интериоризованных общественных запретов. В общем, эти конфликты и их симптомы можно рассматривать как результат кризиса в ходе роста и развития личности пациента.
Может возникнуть следующая сложность: присутствие у пациента симптомов из обоих источников. В таких случаях, однако, дифференциальный критерий тоже обеспечивается посредством выявления различных отдельных источников.
2. КРИЗИС,
ОБУСЛОВЛЕННЫЙ
ДУХОВНЫМ ПРОБУЖДЕНИЕМ
Открытие каналов между сознательным и сверхсознательным уровнями, между эго и «Я», и последующий прилив радости, света и энергии нередко приносят чудесное облегчение. Предшествующие конфликты и мучения, сопровождавшиеся психологическими и органическими симптомами, исчезают порой с удивительной быстротой, подтверждая тем самым, что они были обусловлены внутренней борьбой, а не какой-либо физической причиной. В таких случаях духовное пробуждение равнозначно подлинному Исцелению.
Но иногда, как это нередко бывает, личность не соответствует тем или иным требованиям момента и потому не способна правильно усвоить «прилив» свежей силы. Так случается, когда, например, ум не уравновешен, когда эмоции и воображение не поддаются контролю, когда нервная система слишком чувствительна или когда прилив духовной энергии слишком силен и внезапен.
Неспособность ума воспринять озарение или склонность к эгоизму и самонадеянности могут привести к неправильной интерпретации переживания, в результате чего произойдет, если можно так выразиться, «смещение уровней». Различие между абсолютной и относительной правдой, между «Я» и «я» оказывается нечетким, и мы имеем плачевный результат: поток духовной энергии наполняет и питает личное «я».
Автор наблюдал поразительный пример такого вредного воздействия в психиатрической клинике Анконы. Один из пациентов, обычный маленький человек, бывший фотограф, тихо и неустанно объявлял, что он бог. Вокруг этой центральной идеи он настроил множество фантастических иллюзий о небесных силах, находящихся у него в подчинении; в то же время он был мирным, добрым и обязательным, всегда готовым прийти на помощь докторам и пациентам. Его чувство ответственности было столь высоко, что ему даже доверили приготовление лекарств и ключи от аптеки. Время от времени он присваивал сахар, чтобы доставить удовольствие другим пациентам, — это было единственным его прегрешением.
Доктора, настроенные материалистически, расценят симптомы этого пациента как проявление навязчивой идеи, но такой диагноз—ярлык никак не способствует пониманию истинной природы и причин подобных психических нарушений. Поэтому представляется целесообразным попробовать исследовать с более глубокой точки зрения причину убежденности этого человека в своих иллюзиях.
Внутреннее переживание духовного «Я», его тесная связь с личным «я» и проникновение в последнее дают тем, кто обладает им, ощущение величия, внутреннего расширения, убежденность в причастности к божественному. Бесчисленные свидетельства тому можно обнаружить в религиозных традициях и духовных доктринах каждой эпохи — порой звучащие очень смело. В Библии ясно сказано: «Я сказал: вы боги; и все вы дети Всевышнего». Св. Августин заявляет: «Возлюбив нечто, душа ему уподобляется; если она возлюбит вещи земные, она становится земной, но если она возлюбит бога (можем мы спросить), не станет ли она богом?» Наиболее радикальное выражение мысли о единстве человеческого духа в его чистой сущности и Высшего духа содержится в главном философском постулате Веданты: «Тат твам аси» («Ты есть То») и «Ахам евам парам Брахман» («Воистину я высочайший Брахман»).
Как бы ни трактовалось отношение между личным «я» и всеобщим «Я» — как отношение тождества или сходства, различия или единства, самое важное — это ясно видеть и постоянно (в теории и на практике) исходить из различия, существующего между «Я» в его сущности, которое может быть названо «Источником», «Центром», «глубинным Существом», нашей «Вершиной» — и нашей повседневной личностью, малым «я», или эго, которое мы обычно осознаем.
Пренебрежение этим жизненно важным различием ведет к нелепым и опасным последствиям. Это различие дает ключ к пониманию душевного состояния вышеописанного пациента, а также других, не столь сильно выраженных форм самовозвеличивания. Фатальная ошибка всех тех, кто стал жертвой подобных иллюзий, заключается в их приписывании личному «я» свойств высшего «Я». Если говорить философски, происходит смешение абсолютной и относительной правды, метафизического и эмпирического уровней реальности; если говорить с точки зрения религии - путаются понятия бога и души.
Наш пример представляет собой крайний случай, но подобное смешение понятий, более или менее выраженное, нередко встречается у людей, ослепленных соприкосновением с истинами, которые являются слишком «сильнодействующими», чтобы их разум смог их воспринять и усвоить. Читатель, без сомнения, сможет вспомнить целый список примеров подобного самообмана среди фанатичных последователей различных культов.
После того как навязчивая идея оформилась, человеку уже бесполезно противоречить — это вызовет только неприятие и противостояние с его стороны. Лучше отнестись к нему с симпатией и, признавая справедливость его веры, попытаться указать ему на природу его ошибки и помочь научиться распознавать различия.
В других случаях неожиданный приток энергии вызывает эмоциональный всплеск, проявляюшийся в неподдающемся контролю, неуравновешенном и беспорядочном поведении. Реакция такого типа характеризуется бурными проявлениями, такими, как крики, рыдания, пение. Если индивид активен и агрессивен, возбуждение, вызванное внутренним пробуждением, может привести его к исполнению роли пророка или спасителя; он может основать новую секту и начать обращать в свою веру окружающих.
У особенно чувствительных индивидов возникает парапсихологическое восприятие. Им являются видения, как они считают, высших существ; они слышат голоса или начинают автоматически писать, воспринимая «послания» и безоговорочно им подчиняясь. Качество таких сообщений может быть очень различным. Иногда они содержат интересные поучительные идеи, но в любом случае их следует подвергать тщательному анализу, не обольщаясь относительно их необычного происхождения и «притязаний» их предполагаемого отправителя. Не нужно доверять сообщениям, содержащим четкие приказы или требующим слепого подчинения, а также тем, которые возвеличивают личность человека, получающего их.
Реакции на этой стадии разнообразны и нередко возникают через некоторое время после момента «пробуждения». Как уже было сказано, гармоничное внутреннее «пробуждение» сопровождается чувством радости и просветленности, приносящим с собой осознание цели и смысла жизни; оно рассеивает многочисленные сомнения, разрешает проблемы и дает чувство безопасности. И в то же время возникает осознание единства жизни, и поток любви стремится через пробудившегося человека к окружающим людям и всему творению в целом. Прежняя личность с ее острыми углами и противоречивыми чертами отступает на задний план, и тогда нам и всему миру улыбается новый любящий и любимый человек, полный желания радовать, помогать и делиться приобретенным душевным богатством, которое кажется ему чуть ли не избыточным.
Такое приподнятое настроение владеет человеком в течение некоторого времени, однако неизбежно прекращается. Личное «я» преодолено на время, но не преобразовано навсегда. Приток света и любви, как и все во Вселенной, происходит циклически. Через некоторое время он ослабевает или прекращается, и за приливом следует отлив.
Безусловно, это очень мучительное переживание, способное в некоторых случаях вызвать сильную реакцию и стать причиной серьезных расстройств. Вновь пробуждается личное «я» и с новой силой утверждает свою власть. Все подводные камни и мусор, скрытые приливом, снова становятся видны. Человек, чье нравственное сознание за это время стало «острее» и взыскательней, а жажда совершенства усилилась, судит свою личность с еще большей строгостью и страстностью; он может проникнуться ошибочной уверенностью, что пал ниже прежнего. Иногда случается даже, что низшие пристрастия и влечения, до сих пор дремавшие в бессознательном, оживляются внезапным притоком высшей энергии, и само пробуждение человека двигает их к яростному сопротивлению, т.к. представляет собой вызов и угрозу их бесконтрольному проявлению.
Иногда ре усиливается настолько, что индивид начинает отрицать истинность и ценность своих недавних переживаний. Его разумом овладевают сомнения, критицизм и искушение отнестись ко всему как к иллюзии, фантазии или игре эмоций. Он становится желчным и саркастичным, насмехается над собой и окружающими, отворачивается даже от своих идеалов и стремлений. Но, как он ни пытается, ему не удается вернуться к своему прежнему состоянию; у него было видение, красота и притягательная сила которого остаются с ним, несмотря на все старания подавить этот образ: Он более не приемлет повседневной жизни, как прежде, не может быть удовлетворен ею. «Тоска по божественному» преследует его и не дает покоя. Иногда реакция приобретает более патологическую форму и вызывает депрессию и отчаяние с попытками к самоубийству. Такое состояние очень напоминает психотическую депрессию, или «меланхолию», характеризующуюся острым чувством собственной неполноценности недостойности, постоянным самоуничижением и самообвинением; у человека возникает впечатлениё, что он попал в ад, причем столь яркое и правдоподобное что он начинает верить, что проклят; его преследуют болезненное чувство интеллектуальной беспомощности, потеря воли и самоконтроля, нерешительность, неспособность и нежелание действовать. Но если человек испытал духовное пробуждение, эти расстройства не следует рассматривать как патологические состояния, они имеют специфические психологические причины. На одну из них указали Платон и св. Иоанн, воспользовавшись одинаковой аналогией.
Платон в знаменитой аллегории из Седьмой книги «Республики» сравнивает непросветленных людей с узниками пещеры и пишет: «Когда кого-либо из них освобождают и вдруг заставляют подняться, отвернуться от стены и пойти к свету, он поначалу испытывает резкую боль: ослепительный свет поражает его, и он не видит тех предметов, тени которых видел в своем прежнем состоянии».
Св. Иоанн, говоря о состоянии, называемом «темной ночью души», использует удивительно сходные выражения: «Душа пребывает во мраке, ибо озарена светом более великим, нежели она может воспринять. Чем ярче свет, тем более слепит он глаза совы... Подобно тому, как слабые глаза страдают от резкой боли, узрев сильный свет, так и душа от нечистоты своей страдает чрезвычайно, когда Божественный Свет воистину озарит ее. И когда лучи чистого Света озаряют душу, дабы изгнать нечистоту, душа находит себя столь грязной и ничтожной, что кажется, будто сам господь восстал против нее и она восстала против господа».
Прежде чем двинуться дальше, нам кажется целесообразно подчеркнуть, что во многом сходный, хотя и менее «тотальный» и драматичный кризис случается и с двумя главными представителями творческого мира, а именно с художниками и учеными.
Художники часто жалуются на истощенность, фрустрацию, неспособность работать. В такое время они испытывают депрессию, беспокойство, могут переживать многие из вышеупомянутых психологических состояний. Чтобы избежать их мучительности, они могут тщетно пытаться прибегнуть к алкоголю или наркотикам. Но когда они достигают глубины отчаяния, неожиданный поток вдохновения может открыть для них новый продуктивный период деятельности.
Нередко произведение искусства предстает как законченный продукт, созданный без участия сознания, на неком сознательном уровне или в каком-то нераспознаваемом уголке души художника. Как утверждал Мюррей в своем блестящем эссе «Превратности творчества», говоря о требованиях творчества, «должна существовать известная. проницаемость (гибкость) границ, границ между категориями, между различными сферами интересов и — что особенно важно для некоторых видов творчества — значительная проницаемость между сознательными и бессознательными процессами. . . .Чрезмерная проницаемость — свидетельство безумия, недостаток же ее — свидетельство обыденной рациональности».
Фрустрация, охватывающая ученого на разных стадиях исследования, и роль, которую она играет в «извлечении энергии из внутренних источников вдохновения», подробно описал Прогофф .
Правильное лечение кризисного состояния данного типа состоит в том, чтобы помочь человеку понять его истинную природу и разъяснить ему единственный эффективный способ его преодоления. Ему должно стать ясно, что возвышенное состояние, пережитое им, не может по своей природе длиться вечно и что реакция неизбежна. Он как бы взлетел чудесным образом к озаренной солнцем горной вершине, узрел ее великолепие и красоту раскрывающегося с нее вида, но затем был, к сожалению, возвращен туда, откуда начал, с осознанием того, что тропу к вершине нам нужно преодолевать шаг за шагом. Мысль о том, что этот спуск или «падение» представляет собой нормальное явление, приносит субъекту эмоциональное и интеллектуальное облегчение и воодушевляет его приступить к решению тех нелегких задач, которые стоят перед ним на пути к Самореализации.
4. СТАДИИ ПРОЦЕССА
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Теперь нам предстоит осознать, что необходимым условием достижения высшей Самореализации являются решительные изменения и духовное возрождение личности. Это длительный и многосторонний процесс, включающий фазы активного удаления препятствий на пути потока сверхсознательной энергии; фазы развития высших функций, доселе неразвитых; фазы, когда эго, «устав» от давления и неизбежных мучений, связанных с данным процессом, предоставляет действовать высшему «Я».
Это наиболее богатый событиями период, полный перемен, колебаний между светом и тьмой, радостью и страданиями. Задача, стоя перед индивидом, настолько поглощает его энергию и внимание, что его способность справляться с жизненными проблемами и вести обычную, повседневную жизнь может пострадать. Если рассматривать ситуацию со стороны и давать оценку с точки зрения эффективности обыденной жизни, то может показаться, что он истощен и мало на что способен. Его довольные жизнью, но непросветленные друзья и доктора несправедливо судят о нем, и он нередко становится мишенью для едких и саркастических замечаний о «распрекрасных» духовных идеалах и делающих его слабым и недееспособным в жизни. Подобный критицизм воспринимается очень болезненно и может вызвать сомнения и неуверенность в себе.
Осуждение представляет собой одно из испытаний на пути к Самореализации; оно учит преодолевать личную чувствительность и предоставляет возможность человеку обрести внутреннюю независимость и умение полагаться на себя. Его следует принять с радостью или, по крайней мере, спокойно и использовать как случай развить внутреннюю силу. Если же люди, окружающие индивида, скажутся просветленными и понимающими, они могут помочь ему и уберечь от лишних страданий и напряжения, действительно, это переходный период. Индивид покинул свое прежнее состояние, но еще не достиг нового. Это промежуточная стадия, на которой индивид, если можно так выразиться, подобен гусенице, превращающейся в крылатую бабочку. Насекомое должно пройти через стадию куколки, через состояние неустойчивости и беспомощности. Но у человека обычно нет «кокона», под защитой которого можно пережить процесс превращения в тишине и покое. Индивид должен оставаться на своем месте в жизни и продолжать выполнять свой семейный, профессиональный и социальный долг, как будто ничего не произошло и все продолжается по-прежнему. Его проблема похожа на ту, с которой сталкиваются инженеры, вынужденные перестраивать железнодорожную станцию так, чтобы ни на час не прерывать движения поездов. Так что не удивительно, что это в высшей степени сложное задание, эта «двойная жизнь» может привести к различным нарушениям психики, таким, как нервное истощение, бессонница, депрессия, беспокойство и тревога. А они, в свою очередь, могут с легкостью вызвать самые разнообразные физические симптомы.
Иногда причиной расстройства или его осложнения выступает излишнее стремление личности ускорить Самореализацию путем подавления сексуальных и агрессивных влечений — попытка, которая может привести только к усилению конфликта и, соответственно, к росту напряжения и возникновению невротических симптомов. Такая установка — часто результат слишком ригидных моральных и религиозных убеждений, согласно которым естественные влечения являются «плохими» и «греховными». Также существуют люди, отказавшиеся от такой установки сознательно, но бессознательно все еще подчиняющиеся ее влиянию, что проявляется в двойственности или в колебаниях между двумя крайними отношениями к проблеме, т. е. между полным подавлением влечений и их бесконтрольным проявлением. Последнее ни в коем случае не является приемлемым решением как с этической, так и с медицинской точки зрения, потому что с неизбежностью приводит к новым конфликтам — между различными влечениями или между влечениями и запретами, диктуемыми не только социальными нормами, но также и требованиями межличностных отношений и общественной регуляции.
Решение лежит скорее в гармоничном соединении всех влечений в целостную личность через их адекватное соподчинение и координирование и последующую трансформацию и сублимацию лишней энергии.
Активация сверхсознательных функций и постижение «Я» не только не препятствует человеку достичь цельности, но во многом способствует ему, поскольку эти высшие цели действуют, как магнит, и притягивают «либидо», или, иначе, психическую энергию «низших» влечений. Более того, одна из специфических функций «Я», а именно воля, может во многом способствовать достижению уровня гармоничной «целостности» и биопсихосинтезу человека «в целом» благодаря своей регулирующей и контролирующей функции.
В те периоды, когда поток сверхсознательной энергии мощен и изобилен, индивид сталкивается с другими — и, в некотором смысле, противоположными трудностями. Без мудрого контроля энергия может быть растрачена в лихорадочном возбуждении и «бурной» деятельности. Или, наоборот, если не давать ей выхода, ее накопится слишком много, и ее давление может повредить нервную систему, так же, как от чрезмерного тока сгорают предохранители. Чтобы этого не произошло, человек должен использовать энергию, «поступающую» к нему, конструктивно и гармонично — в работе по внутреннему возрождению, в процессе творчества и в другой плодотворной деятельности, определяемой возможностями и способностями индивида.
Тема этой главы заставляет сфокусировать внимание на темной, болезненной стороне духовного развития, но не следует понимать это как признак того, что люди, идущие по пути Самореализации, более подвержены психическим расстройствам, чем обычные люди. Стадия наибольшего страдания часто вообще не наступает. Поэтому необходимо прояснить следующие положения:
1. У многих индивидов развитие идет по гораздо более постепенному и гармоничному, пути, чем вышеописанный, так что внутренние трудности преодолеваются, не вызывая серьезной реакции или ярко выраженных симптомов, о которых шла речь выше.
2. Невротические симптомы и эмоциональные расстройства у обычных средних людей нередко оказываются более серьезными, чем те, которые связаны с Самореализацией, им сложнее справляться с ними, а докторам — лечить их. Как правило, они вызываются яростными конфликтами между разными сторонами личности или необоснованным бунтом против обстоятельств и других людей. Некоторые такие конфликты могут быть объяснены с точки зрения фрейдистской интерпретации (которая ни в коем случае не годится для всех случаев), некоторые - исходя из интерпретаций Адлера, Франкла, Хорни, Юнга и других. Исцелить их нередко бывает очень трудно, поскольку высшие психологические уровни и функции у таких пациентов еще не активизированы, то не хватает «инстанций», к которым можно было бы апеллировать», чтобы побудить их принести необходимые жертвы или подчиниться дисциплине и произвести требуемую корректировку.
З. Нервные, эмоциональные и умственные проблемы, возникающие на пути к Самореализации, какими бы серьезными они ни казались, всего лишь временными реакциями, так сказать, побочными продуктами органичного процесса внутреннего роста и возрождения: поэтому они либо самопроизвольно исчезают с окончанием кризиса, их вызвавшего, либо легко поддаются адекватному лечению.
4. Страдания, сопровождающие периоды депрессии и душевного упадка, полностью компенсируются периодами нового притока «сверхсознательной» энергии и предощущением облегчения и освобождения всей личности, которое последует за Самореализацией. Это предощущение — надежный источник душевного подъема и утешения. Поэтому нужно заранее представлять это себе как можно более живо, и чем чаще, тем лучше. Одно из наиболее действенных средств, которое можно предложить человеку, в борьбе с самим собой преодолевающему свой трудный путь, — это помочь ему не выпустить из поля зрения ту цель, которая всегда должна стоять перед его «внутренним оком».
Таким образом, индивид может предчувствовать и предвосхищать такое состояние своего сознания, когда личность уже реализовала свое «Я». Это состояние характеризуется радостью, безмятежностью, чувством внутренней безопасности, ощущением спокойной силы, чувством понимания и светлой любви. Это и есть реализация сущности Бытия, единения и идентификации себя со Всеобщей Жизнью.
ДИАГНОСТИКИ И
ЛЕЧЕНИЯ
При более пристальном рассмотрении вопроса с медицинской и психологической точек зрения становится ясным, что, несмотря на то что расстройства, сопровождающие различные фазы Самореализации, могут быть очень схожими и даже идентичными тем, которые встречаются в случае обычных пациентов, их причины и смысл, который за ними стоит, кардинально другие, и, соответственно, другим должно быть и лечение. Иными словами, экзистенциальные ситуации в двух группах не просто отличаются — они противоположны.
Психологические симптомы обычных пациентов имеют, как правило, регрессивный характер. Эти пациенты оказались неспособными «применить» для себя некоторые необходимые внутренние и внешние «приспособления», которые обеспечивают нормальное развитие личности. Во многих случаях им не удалось освободиться от чувства эмоциональной неотделимости» от родителей, которое не исчезает и в их взрослой жизни и проявляется в форме детской зависимости от них или зависимости от других индивидов, их замещающих. Иногда причина лежит в нежелании соблюдать семейные и социальные требования или в неспособности справиться с трудностями, что побуждает их бессознательно искать убежища в болезни или инвалидности. В других случаях причиной может стать эмоциональный шок или потрясение, которые они не хотят или не в состоянии «принять», что может привести к депрессии или другим невротическим симптомам. Во всех этих случаях мы видим конфликт или конфликты между различными сознательными и бессознательными сторонами личности или между личностью и ее окружением.
Напротив, трудности, возникающие на разных стадиях Самореализации имеют неизменно прогрессивный характер. Они возникают из-за возбуждения сверхсознательных способностей, из-за «зова свыше», из-за движения «Я» и специфическим образом определяются рассогласованием и конфликтами со «средними» и «низшими» сторонами личности. Этот кризис ярко описан Юнгом:
«Быть «нормальным» есть идеал, влекущий непреуспевших, всех тех, кто еще не научился адаптироваться к жизни. Но для людей, обладающих гораздо большими возможностями, чем обладает средний человек, для кого никогда не составляло трудностей добиться успеха и выполнить свою долю работы в этом мире, — для них нормальность означает прокрустово ложе, непереносимую скуку, безжизненность и безнадежность. В итоге, существует множество людей, становящихся невротиками из-за того, что они всего лишь нормальны, и столько же тех, кто заболевает неврозом, потому, что не может стать нормальным» (Юнг )
Очевидно, что психотерапевтические подходы в этих случаях должны существенно различаться. Что касается первой группы, то здесь терапевтическая проблема заключается в том, чтобы помочь пациенту достичь нормального состояния «среднестатистического» человека путем ослабления сдерживающих факторов и запретов, страхов и детской зависимости, помочь ему преодолеть «сконцентрированность» на самом себе, избавиться от своей эмоционально искаженной точки зрения на мир и найти свой путь к объективному и разумному пониманию нормальной жизни, к признанию своих обязанностей и к адекватной оценке других людей. Взаимно противоречащие, недостаточно развитые, рассогласованные сознательные и бессознательные склонности и функции должны быть гармонизированы и объединены в процессе личностного психосинтеза. Для второй группы, напротив, специальной психотерапевтической задачей является достижение упорядоченной гармонии путем адекватной ассимиляции циркулирующей сверхсознательной энергии и интеграции ее с уже существующими сторонами личности; это значит достижение не только личностного, но и духовного психосинтеза.
С учетом вышесказанного становится очевидным, что лечение, подходящее для первой группы пациентов, для второй группы не только не удовлетворительно, но даже вредно. Им придется очень нелегко, если они попадут к терапевту, который не понимает и не ценит сверхсознательные функции, игнорирует или отрицает существование высшего «Я» и возможность Самореализаций. Он может высмеивать неуверенного пациента с его озарениями, называя их пустыми фантазиями, или толковать их с позиций материализма, так что пациент убедится в правильности сделать «панцирь» личности еще более непроницаемым» и закрыться для сверхсознательного «Я», настойчиво заявляющего о себе. Это, разумеется, может лишь усугубить положение вещей, усилить конфликт и отодвинуть принятие верного решения на неопределенный срок.
С другой стороны, терапевт, сам имеющий склонность или, по крайней мере, понимающий сущность высшей духовной реальности и одобряющий такие устремления, может оказать огромную помощь индивиду, когда тот находится на первой стадии Самореализации, где царят неудовлетворенность, беспокойство и бессознательные блуждания. Если он утратил интерес к жизни, если повседневное существование больше не привлекает его, а при этом он все еще не видит проблесков высшей реальности, если он ищет облегчения в ложном направлении, «блуждая» по «глухим аллеям», тогда раскрытие ему истинной причины его расстройства и указание пути выхода из кризиса могут значительно способствовать приближению его внутреннего пробуждения, которое уже само по себе является важной частью лечения.
На второй стадии, когда индивид охвачен волнением и радостным энтузиазмом и полон иллюзий относительно того, что он «навечно» достиг высшей точки, его следует мягко предупредить, что такое состояние является хотя и необходимым, но временным; нужно также описать ему трудности, предстоящие на его пути. Это подготовит его к неминуемой реакции на третьей стадии и позволит избежать многих страданий., поскольку он теперь будет готов к сомнениям и разочарованиям. Если же пациенту, находящемуся на этой стадии, подобные предупреждения не принесли пользы, то терапевт может помочь ему, убеждая его в том, что его настоящее состояние временно и ни в коей мере не безнадежно как ему кажется. Терапевт должен постоянно подчеркивать, что выход из кризиса будет наградой за то беспокойство, которое пациент испытывает в данный момент. Успокоить его и вселить надежду можно, также рассказывая о случаях, когда другие люди тоже находились в аналогичной ситуации и с успехом преодолели ее.
На четвертой стадии «восхождения», во время процесса преобразования личности, который является наиболее длинным и трудным, степень сложности работы терапевта соответственно возрастает. Среди важных аспектов лечения на этой стадии можно перечислить следующие:
1. Разъяснить пациенту, что в действительности с ним происходит, и помочь ему найти правильное отношение к этому.
2. Научить его, как, правильно используя волю, можно мудро контролировать и подчинять себе влечения, возникающие в бессознательном, без подавления их страхом или осуждением.
З. Обучить его техникам преобразования личности и сублимации сексуальной и агрессивной энергии. С их помощью можно наиболее конструктивно разрешать многие психологические конфликты.
4. Помочь ему распознать и ассимилировать энергию, исходящую из «Я» и сверхсознательных уровней.
5. Помочь ему выразить эту энергию в альтруистической любви и употребить ее на служение ближнему. Это особенно ценно для противостояния тенденции к излишней интроверсии и самоцентрации (сконцентрированности на себе), которая нередко возникаёт на той или иной стадии саморазвития.
б. Провести его через различные фазы реконструкции его личности вокруг высшего внутреннего центра, другими словами, через достижение им своего духовного психосинтеза.
Здесь, как нам кажется, следует подчеркнуть, что психотерапевтическое лечение, описанное нами выше, ни в коем случае не исключает и физическое лечение, которое может с ним сочетаться. Но рассмотрение физических средств, которые могут быть использованы и которые сильно различаются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого пациента, уже выходит за рамки данной главы.
В некоторых случаях лечение усложняется из-за того, что имеет место смешение «регрессивных» и «прогрессивных» симптомов. Это так называемые случаи неравномерного развития. Такие люди могут достигать высшего уровня в каком-либо одном «аспекте» своей ‘личности и в то же время оставаться скованными инфантильными фиксациями или оставаться во власти бессознательных конфликтов. Можно констатировать: тщательный анализ показывает, что большинство тех, кто вовлечен в процесс Самоактуализации, не избавлены от подобных «остаточных явлений»; это неудивительно, потому что то же самое можно сказать и о так называемых нормальных людях, которые, как верно замечает Маслоу, живут в состоянии легкой хронической психопатологии и страха, с легкой задержкой в развитии, слегка «покалеченные» и незрелые».
Из всего вышесказанного ясно следует, что для успешного лечения психологических расстройств, возникающих в процессе Самоактуализации, требуются способности двух видов — с одной стороны, компетентность профессионального психотерапевта, а с другой стороны, способность человека стать серьезным учеником или, лучше сказать, опытным путешественником на пути Самореализации…